]]> отделочные работы, ремонт офисов ]]>
 
 
9000 проектов интерьеров
CD-сборник
"Идеи для Ваших интерьеров", содержит более 9000 проектов

Купить
 
--> Комнаты --> Дизайн кабинета - работаем с комфортом. --> Парад малахита.

Парад малахита.

 Парад малахита.

История искусства убранства интерьера знает немало смелых экспериментовс цветом, и когда казалось, что палитра архитектурно-декоративного убранствауже исчерпана, в интерьере появился интенсивный зеленый цвет, яркий, сочный,жизнерадостный, побуждающий к активному действию.

Этот цвет принес с собой редкий по красоте и разнообразию оттенковминерал, название которого - малахит, от греческого слова malachi - мальва,листья которой похожи по цвету на его окраску. Римский ученый и писательПлиний в Естественной истории - энциклопедии естественно-научных знанийантичности - упоминает минерал под названием малахитис, описывая его какнепрозрачный, но более плотный, чем изумруд, камень, ведущий свое названиеот цветков мальвы.

Красота этого самоцвета не только в разнообразии оттенков - цветярко-зеленый, черно-зеленый, светло-зеленый, бирюзовый, изумрудно-зеленый,но и рисунков - текстуре - ленточной, струистой, концентрической, лучистой,звездчатой.

Древние египтяне использовали редкий минерал для изготовления камейи украшений, а также детских амулетов, охраняющих ребенка от болезней иопасностей. Порошок малахита древние модницы использовали в качестве краскидля подведения глаз.

Согласно верованиям далекого прошлого малахит соответствовал зодиакальномузнаку Козерога - знаку настойчивому, целеустремленному и решительному. Считалось,что малахит привлекает внимание людей к тем, кто его носит, делает владельцазаметнее, обаятельнее и ярче.

Древние греки высоко ценили природную красоту камня, посвятив егобогине - покровительнице охоты Диане. Колонны знаменитого храма Дианы вЭфесе были облицованы ярко-зеленым малахитом. Эти колонны позднее составилиодну из драгоценных достопримечательностей храма Святой Софии в Константинополе.

Но прошли столетия, прежде чем малахит приобрел всемирную известностьи славу. XVIII век - время открытия и разработки богатейших месторожденийУрала, знаменитыми становятся ранее неизвестные рудники Гумишевский, Высокогорский,Меднорудянский. Примечательно, что одно из первых описаний гумишевскогомалахита принадлежит французскому астроному Шаппу дОстерошу, который в1761 году проезжал через Урал на пути в Тобольск, где он намеревался наблюдатьпрохождение Венеры по солнечному диску 5 июня. В 1768 году в Париже былаиздана книга Путешествие по Сибири, где были помещены гравюры с описаниемобразцов малахита.

В 1770 году этот же рудник посетил академик П.С. Паллас, подробноописавший два типа малахита: бирюзовый, к полированию весьма способени плисовый, изнутри и снаружи разлучист, цветом темен, тяжел, богатее первого,на поверхности как бархат, а на изломе как атлас.

Главная прелесть малахита - натечная форма рисунка и полосчатыйузор, поэтому яснопосчатый бирюзовый малахит первоначально ценили в пятьраз дороже плисового. Однако редкая технология обработки и полировки минерала,появление своеобразной техники декора, получившей название русской мозаики,позволили выявить и подчеркнуть его природный узор.

Добыча малахита и совершенствование техники его обработки былинеразрывно связаны. В середине XVIII века малахит - редкий драгоценный камень,его употребляли для мелких предметов и изысканных украшений как мужских,так и женских, применяя при обработке лишь полировку. К концу века с увеличениемдобычи малахит используют для более крупных интерьерных предметов: ваз,шкатулок, столешниц. Их украшают тонкими пластинами малахита, подобраннымитаким образом, что на изделии создается единый узор. Эта техника по существусходна с флорентийской мозаикой, с той разницей, что русский пластинчатыйузор может применяться для крупных изделий с криволинейной поверхностьюи рельефной орнаментацией.

Изделия, которые предполагалось декорировать малахитом, изготовлялииз мягкого камня - мрамора или сланца. Затем готовили тонкие малахитовыеплитки и располагали их так, чтобы они складывались в единый продолжающийсяузор. Различали несколько основных типов набора: мятым бархатом, в которомиграют роль только цвет и оттенки камня, ленточный, или струистый - ленточныепереливы темных и светлых полос по поверхности изделия создавали своеобразнуюживописность, глазками, в его основе - рисунок самого камня, симметричныенаборы на две или четыре стороны - рисунок в виде развертки распиленногокуска малахита.

Затем специальной мастикой, секрет которой мастера-малахитчикистрого хранили, пластины наклеивали на поверхность изделия и подвергалишлифовке. Тщательная подгонка пластин и сохранение рисунка создавали полнуюиллюзию того, что изделие выполнено из каменного монолита.

В конце XVIII века изделия из малахита были доступны лишь императорскомудвору и немногим представителям российской аристократии. Вазы из малахитаукрашали Таврический дворец генерала-фельдмаршала и фаворита Екатерины IIГ.А. Потемкина, столы с малахитовыми столешницами, вазы, пьедесталы использованыв убранстве интерьеров Фонтанного дома Шереметьевых в Петербурге. Как редчайшаядрагоценность хранилась в числе фамильных ценностей Шереметьевых малахитоваятабакерка, отделанная золотом и кораллами, которая принадлежала ПрасковьеКовалевой-Жемчуговой Шереметьевой.

Михайловский замок - столичный дворец Павла I стал первой дворцовойпостройкой императорской фамилии, в отделке которой применен гумишевскиймалахит. Им были украшены только несколько парадных интерьеров. Более чемскромное использование малахита свидетельствует о редкости, ценности и высокойстепени престижности, которой был наделен этот минерал.

Примечательно, что история малахита в России связана с именем одногорода - знаменитых горнозаводчиков и землевладельцев, благотворителей и меценатовпредпринимателей Демидовых. Весь российский малахит безраздельно принадлежалчастным лицам.

В конце XVIII - начале XIX века им был Николай Никитич Демидов(1773 - 1828), владелец Уральских заводов, русский посланник во Флоренции.Ему наследовали сыновья, младший из которых, Анатолий Демидов, князь Сан-Донато(1812 - 1870), стал признанным королем малахита.

Большая часть его жизни была связана с Италией. Знаменитая виллаДемидова в Сан-Донато, бывшая центром итало-русской колонии, была заполненауральским малахитом, на который съезжалась смотреть вся аристократическаяИталия. Здесь русские малахитчики работали вместе с прославленными итальянскимикамнерезами Сибиллио и Карбонелли.

С 1830 - 1840-х гг. малахит становится особо модным. Его оправляютв золото и платину, осыпают бриллиантами и изумрудами. Величественные вазы,обелиски, предметы мебели столь же изысканно красивы, сколь и баснословнодороги. Позволить себе иметь крупную вещь из малахита это то же, что владетьбриллиантами, - отмечалось в то время в Санкт-Петербургских ведомостях.

Императорский двор не жалел денег на малахитовую роскошь. Малахитстал самоцветным знаком государственного престижа - традиция, сохраняющаясяпо сей день. Зеленым малахитом были украшены самые репрезентативные резиденцииНиколая I - Зимний дворец после пожара 1837 года был удостоен Малахитовогозала, в 1848 - 1849 гг. Екатерининский зал Большого Кремлевского дворцаполучил изысканное малахитовое убранство.

1851 год можно по праву считать звездным годом малахита. Главнойдостопримечательностью Русского отдела Всемирной выставки, открывшейся вЛондоне, стал малахитовый кабинет, состоявший из 76 предметов. Все предметыбыли изготовлены на фабрике Демидовых, специально обустроенной на Васильевскомострове. Газета Санкт-Петербургские ведомости, цитируя Morning Post,писала: Первое место между русскими произведениями как по богатству, таки по изяществу бесспорно принадлежит произведениям из малахита. Великолепие,изумительная законченность и вкус, с которыми обработан этот драгоценныйматериал, составляют вместе еще невиданное до сих пор явление в историиискусства. Малахит... приличен более других веществ для изготовления предметов,в которых роскошь должна соединяться с изяществом. Малахитовый кабинетбыл особо отмечен королевой Викторией - изысканная зелень малахита отвечалавкусам европейской монархии. Итог - главная награда выставки Медаль Советаприсуждена Демидовым за малахитовый кабинет.

А российской публике во всей своей красе малахит предстанет чутьпозже, когда откроются двери Исаакиевского собора, из сорока лет строительствакоторого восемь были затрачены на работу с малахитом. Малахитовые колонныгромадностью своею и приятным для глаза зеленым цветом поражают зрителя,а по своему богатству не имеют себе равных и даже подобных в целом свете,- писала восторженная пресса.

И здесь в истории малахита произошел примечательный поворот: публичнопредставленные массы малахита низложили его с аристократического рынка,он превратился в роскошный, дорогой, но облицовочный камень. Интерес к малахитупостепенно угасал, и лишь творчество гениального Фаберже вернуло зеленомукамню былую роскошь и славу.







]]>
Valid XHTML 1.0 Transitional  Valid CSS!
]]>